В последнее время, в связи с оживлением экономических процессов, появлением крупных предприятий, продукция которых представлена крупногабаритным оборудованием специфического назначения (станочное оборудование, части заводских линий, яхты и другие суда, компоненты оборудования для электростанций, и т.п.), становится актуальной проблема перевозки особо тяжелых и крупных товаров, попадающих под категорию негабаритных. Особенностями негабаритных грузоперевозок являются использование специальных транспортных средств, ведение специальной проектной логистики, зачастую применяются индивидуальные схемы работы, при обеспечении транспортного обслуживания крупных предприятий.
Применение комплексного подхода, помогает решить ряд проблем, связанных с транспортировкой, однако в данном случае возникает существенный фактор увеличения затрат на обслуживание и собственно перевозку товаров, что в свою очередь не может не сказаться на ценообразовании. Перевозка негабаритных грузов сопряжена с увеличением времени на проработку заказов, усложнением логистики. Возникающие трудности с системой доставки и хранения товаров также ложатся весомым бременем на операторов, при этом компании, осуществляющие негабаритные грузоперевозки, пытаются компенсировать затраты за счет увеличения стоимости своих услуг.
Немаловажной проблемой является тот факт, что негабаритный груз как правило представлен товаром, имеющим специфичные характеристики, включая значительную массу и объем. Перевозка такого груза не может быть осуществлена стандартными транспортными средствами, такими, как тентованые фуры, или контейнеры стандартного размера. Особенно эти ограничения заметны, при осуществлении транспортировки оборудования нефтегазовой отрасли (бурильные установки, турбины, емкости большого объема), специальной техники (для строительства и ремонта дорожного покрытия), сельскохозяйственного оборудования (комбайны и др.). Характеристики груза могут влиять на способ доставки, операторы как правило используют в данном случае автомобильные и авиаперевозки. Несмотря на наличие определенных сложностей в данном вопросе, а также существенное значение ценового фактора, негабаритные грузоперевозки являются достаточно востребованными в настоящее время, и количество операторов, оказывающих данный вид услуг постоянно увеличивается, при этом клиентам могут быть предложены различные, зачастую довольно привлекательные предложения, в которых учитываются ключевые особенности самих грузов, а также предпочтения самого клиента. Наличие множества транспортных маршрутов, позволяет подобрать наиболее подходящий способ доставки негабаритных грузов.
Перевозка крупногабаритного груза в настоящее время осуществляется специализированными компаниями перевозчиками, обладающими возможностями для обработки и выполнения таких заказов. Применяемое большегрузное оборудование (тралы и низкорамные платформы) обеспечивает качественную доставку большого тоннажа, также сотрудничество с независимыми провайдерами в сфере логистики, позволяет получать преимущество при осуществлении перевозок смешанного типа, что особо востребовано при международных перевозках. В этом случае, осуществление перевозки негабарита специальным автотранспортом может выступать очередным звеном построенной транспортной цепочки. В случае привлечения сторонних операторов, имеющих возможности осуществлять специализированные перевозки, возможно существенное снижение потерь при перемещении грузов с использованием разных видов транспортных средств.
Процедура работы с крупногабаритным товаром как правило начинается с разработки оператором наиболее подходящего маршрута следования груза. При составлении маршрута, должны учитываться факторы времени, а также другие возможные осложнения. При необходимости участия нескольких видов транспорта, исследуется возможность привлечения посреднических компаний, участие которых позволит получить некоторую экономию времени и средств. Также проектирование маршрута обязано учитывать необходимость получения дополнительных услуг, какими могут выступать экспедирование груза, подготовка и подписание согласительной и сопроводительной документации, выполнение условий таможенных организаций, с последующим прохождением пунктов (актуально для международных перевозок), своевременное получение согласований и разрешений на перемещение, организация безопасности (с возможным сопровождением и охраной груза), решение вопросов страхования, а также исследование необходимости применения особых средств, например контейнерных модулей, или других видов тары
Также при просчете маршрута, оператором должны учитываться такие параметры, как проходимость участков, которая может быть ограничена особенностями транспортной системы, например высотой или шириной туннелей, нагрузкой мостов, наличием линий электропередачи и др, а также особенности бюрократических процедур, преодоление которых при прохождении таможенных постов в разных странах могут сильно влиять на скорость доставки грузов. Особенно актуальной проблемой, это может стать при осуществлении перевозок товаров, чувствительных к временным задержкам (химические реактивы, высокоточное оборудование и др.). Возможная просрочка действия разрешительной документации может негативно повлиять на конечный результат перевозки. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуем внимательно отнестись к выбору оператора, и в первую очередь поинтересоваться наличием опыта разрешения подобных ситуаций.
Таким образом, можно сделать общие выводы о том, что перевозка негабаритных грузов, является широко востребованной услугой на рынке грузоперевозок, при этом наличие достаточно большого количества операторов-перевозчиков позволяет решить проблему наиболее подходящим образом. Чтобы избежать возможных неприятностей при транспортировке негабаритных товаров, рекомендуем обратить внимание на проверенные временем компании, имеющие опыт международных перевозок и обладающие хорошей репутацией.